Фейк vs факт. Кто переписывает историю?

Для учителя развитие интернет-технологий — настоящая проверка на профессионализм: в Сети столько информации — как научить детей отличать истину от фейков? Как помочь им ориентироваться в огромном потоке данных и составлять свое собственное мнение? Эти вопросы обсуждали участники первого Всемирного конгресса учителей истории, прошедшего в Москве в начале октября. 

Так говорил Моргенштерн

Школьные учителя признаются, что сталкиваются со множеством проблем в связи с популяризацией истории в СМИ, развитием блогинга, выпуском многочисленных образовательных видео и подкастов.

Как считает модератор конгресса, член совета Российского исторического общества и председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин, «блогер выдает свое мнение по поводу некоего исторического события за равноценное мнение специалиста, и это становится немножко смешно».

«В интернет-пространстве наши дети проводят значительную часть времени. И, если завтра условный Монгерштерн захочет высказаться о трудных вопросах истории, где гарантия что его мнение не перевесит все наши «умные» разговоры только потому, что он знаковая фигура? Что мы можем этому противопоставить?»

Тему опасности бесконтрольного просмотра самодельных видео и YouTube-каналов на историческую тему затронул и спикер конгресса Роман Зарапин (Предуниверсарий РГГУ):

«Иногда информация, яркая и красивая, но не соответствующая действительности, приходит к людям быстрее. Мы все помним цитату Александра Дюма: «История — это гвоздь, на который я вешаю свои романы». 

Причем, по мнению Зарапина, наибольшую опасность представляют даже не блогеры. Куда более долговечный источник проблем — исторические фильмы, снятые в стиле histortainment и имеющие специфическое отношение к истории:

«Такие произведения выстроены на «фактоидах» (недостоверное или ложное утверждение, которое выдаётся за достоверное — прим. ред.), и сколько бы мы ни объясняли впечатлительным ученикам, что эти работы исторически недостоверны, они их запоминают лучше, чем главу из учебника».

К счастью, как отметил спикер, большинство учеников старших классов уже понимают разницу между авторитетными и не очень источниками информации и фразу одноклассника «Так сказали вчера по телевизору» встречают дружным смехом.

Фейк или «эпоха великих открытий»?

С тем, что главная цель учителя сейчас — научить ребенка критически мыслить и рассуждать, согласны и педагоги из других стран.

В Европе и в Америке еще в 70-х годах прошлого века, а в России — в начале 2010-х начала развиваться так называемая публичная (популярная) история, которая вошла в конфронтацию с академической исторической наукой. Ученые строят предположения о том, что послужило началом формирования публичной истории. Семейные рассказы, повествующие, как перемены в обществе коснулись родных? Развитие краеведения и локальной истории? Бум развлекательной индустрии?

С одной стороны, у историков появилось много новых источников, с которыми можно работать, но с другой, научное пространство наполнилось большим количеством фейков. Как считает британский ученый Ричард Джон Эванс, «передача истории широкой аудитории неизбежно ведет к упрощениям или, в случае с голливудскими фильмами, даже к откровенному искажению фактов».

Но есть и противоположное мнение. Так, участница конгресса Уте Аккерманн-Боерос, преподаватель истории в The American International School (Кипр), не считает изменение исторического нарратива проблемой: 

«Это не фейк, а различные взгляды на историю, и учителя не должны быть настроены критически. Историк Джон Арнольд сказал: «История — это прежде всего аргумент. Это спор между разными историками и, возможно, спор между прошлым и настоящим, спор между тем, что произошло на самом деле, и тем, что будет дальше. Аргументы важны: они создают возможность что-то изменить».

Уте Аккерманн-Боерос приводит в пример крупные социальные изменения в американском обществе, связанные с афроамериканской историей: в США демонтируют памятники исторических личностей, которых раньше идеализировали, а теперь обвиняют в том, что они были рабовладельцами. Или другой момент: споры о фигуре Уинстона Черчилля, который негативно высказывался о представителях других рас. Преподаватель считает, что нынешний период развития истории как науки можно назвать «эпохой великих открытий». 

Равнение на правду

Учитель истории из Великобритании Иан Вульф уверен: чтобы школьники не обращались к лжеисточникам, необходимо переосмыслить методики обучения. Представители молодого поколения задают вопросы об ошибках, которые совершало государство, и отмалчиваться нельзя. По мнению Вульфа, нужно вернуть доверие учеников, сделать так, чтобы они находили ответы на свои вопросы в классе, а не черпали фейковую информацию в интернете:

«У нас с учениками общая история, и они заслуживают того, чтобы знать правду. Рассказывать правду — это самая мощная основа для движения вперед», — говорит он.

Педагог считает, например, что при национальном многообразии в современных английских школах нужно рассказывать не только о «королях и королевах», но и о том, как подавлялись восстания в британских колониях, о национальном неравенстве и о выдающихся исторических личностях Британии — представителях других рас. Спикер призвал и российских коллег следовать этому принципу:

«Политики и учителя должны объединиться для достижения этой цели. Это поможет детям, представителям разных этнических групп, задуматься о том, как исторические события прошлого повлияли на жизнь их семей в настоящем. Такой обновленный взгляд на историю научит школьников терпимости и поможет избежать расовой ненависти и неравноправия в будущем».

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
История и обществознание
Вам будет интересно: